ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОФИЯ»
Мы увлечем Ваших детей и Вас!
Главная О школе «Морозко» Расписание Преподаватели Наши проекты Новости Фотогалерея
Контакты:

+7-499-194-60-10
Школа "Морозко"

+7-499-194-98-76
Администратор Центра творчества
"София"

+7-985-767-71-44
Зам. Директора Центра творчества
"София"
Строганова Елена Юрьевна

e-mail: info@sofiacenter.org



г.Москва, ул.Расплетина, д.13
м.Октябрьское поле
м.Щукинская
м.Сокол

Автобусы 26, 39 до остановки
"Управа района Щукино"

Показать
на Яндекс карте

 

Экскурсия в дом-музей В.Л.Пушкина.


В рамках плана внеурочной работы и в соответствии с воспитательной концепцией, Школа «МОРОЗКО» продолжает реализовать программу «ИСТОРИЯ НЕСКУЧНО - мы и наша столица» и знакомит учеников с историей Москвы, её быта и биографией знаменитых москвичей.
19 сентября учащиеся и педагоги Школы "Морозко" посетили замечательное место в центре Москвы, дом дяди Александра Сергеевича Пушкина - великого русского поэта, драматурга, прозаика, публициста, литературного критика, историка, журналиста, вклад которого в культуру России и мировую литературу трудно переоценить.
А.С Пушкин оставил неизгладимый след в различных аспектах культуры, начиная с поэзии и заканчивая влиянием на социокультурные процессы. Пушкин стал основоположником русской романтической поэзии, создал богатый фонд стихотворных произведений, в которых обращался к самым разным темам - от природы, любви до исторических событий. Его поэзия отмечается необыкновенным мастерством языка, глубокой эмоциональностью, что сделало его стихи вечными и доступными разным поколениям читателей. Пушкин внес огромный вклад в русскую прозу, оказал огромное влияние на развитие русского, литературного языка. Его язык был чистым, ярким и красочным. Он создал стандарт, который послужил основой для развития русской литературной речи и до сих пор является эталоном для многих поколений писателей. Его произведения часто содержали отражение политических и социальных проблем России. Он был патриотом своей страны, который поднимал вопрос о судьбе России и ее месте в истории. Множество композиторов создали музыкальные произведения, вдохновленные творчеством Пушкина.
Пушкин был не только великим поэтом и писателем, но и символом образованности и интеллекта. Его образ стал важной частью культурного национального наследия. Произведения Пушкина, его язык, идеи продолжают вдохновлять и восхищать людей во всем мире. Он остается одним из самых важных культурных деятелей в истории России, поэтому мы придаем и в наши дни огромное значение изучению творчества и биографии Пушкина. Именно поэтому 2024 год в России объявлен Годом Пушкина, когда отмечается юбилейная дата - 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина.

И не случайно мы начинаем учебный год с посещения места, связанного с биографией Александра Сергеевича Пушкина, дома дяди поэта - Василия Львовича Пушкина.
Есть мнение, что Александр Сергеевич любил своего дядю, который был ему ближе, чем родной отец поэта. Василий Львович в свою очередь также очень любил своего племянника, рано увидел в нем дарование и оказал на Александра Сергеевича огромное влияние.

Для тех, кому интересна история нашей страны, нашего родного города, мы хотели бы более подробно рассказать о том, что мы увидели, о чем узнали на нашей экскурсии, начиная с названия и истории улиц центра Москвы, быта различных сословий, заканчивая знакомством с семьей великого русского поэта.
Мы узнали много интересного из биографии Александра Сергеевича Пушкина, каким он был человеком,какие люди его окружали и формировали, как человека и творческую личность. Ведь именно окружение, та среда, в которой растет человек, оказывает огромное влияние на формирование личности.
Именно в этом мы и пытались разобраться: увидеть своими глазами и понять, в какой обстановке жил наш великий поэт...

Как сказано выше, дом Василия Львовича Пушкина очень интересен с точки зрения изучения русского быта. Это была тема нашего прошлого учебного года: "Русский Мир - русский быт (крестьянский, купеческий, дворянский).
Особое внимание мы уделяем рассмотрению такого важного аспекта нашего культурного наследия, как русский традиционный дом – его эволюции от эпохи к эпохе, от сословия к сословию исторической России.
Бесценным явлением в этом смысле является карта нашей столицы. Москва изобилует мемориальными объектами, хранящими память не только о выдающихся именах отечественной истории и культуры, но и содержащими уникальные артефакты и музейные экспозиции.
В этом году мы продолжаем знакомство с московским бытом – заповедным и современным: русской городской усадьбой (царской, боярской, дворянской и купеческой) советской урбанистикой (квартиры и дома советских учёных и жилые кварталы военных) и современными архитектурными ансамблями.

Минувший, текущий и следующий учебные годы для нас особенные – мы готовимся отметить важнейший юбилей – 225-летие со дня рождения великого русского гения – Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин, действительно, "наше всё". Он не только блестящий мастер русской поэзии, но и историк, философ, реформатор русского языка и, одновременно, хранитель седой старины отечественной словесности. Со сказками Пушкина мы начинаем вслушиваться в мелодию родного языка, его тексты научают нас остроумию и иронии, погружают в глубокое понимание нас самих и нашего национального места в мировой истории, воспитывают эстетический вкус и нравственное начало. Пушкин – наше детство, отрочество, юность и зрелость. В каждую пору своей жизни мы находим в его творчестве ответы на важнейшие вопросы нашего бытия. Его поэзия дарит радость и утешение, бодрит в минуты уныния, укрепляет любовь к Отечеству в дни исторических вызовов. Его проза – это невероятно точные и глубокие по осмыслению исторические хроники России и её соседей. Пушкин – это наш национальный культурный код. Созидающий, защищающий и развивающий. Переоценить воспитательное значение самой его личности и его литературного наследия невозможно.
Тем более важно непрерывно знакомиться со страницами биографии поэта, с его окружением и теми людьми, что оказали огромное влияние на его формирование.
Мы уже посетили подмосковную усадьбу Голицыно, расположенную в соседстве с усадьбой Захарово – имением бабушки поэта Марии Алексеевны Ганнибал, где маленький Саша жил с весны до осени, и откуда они с бабушкой ездили на Литургию в храм, построенный при царе Борисе Годунове, и в гости к княгине Голициной в село Большие Вязёмы. Само Захарово – также в наших экскурсионных планах.
В этом учебном году в нашей школе планируются творческие конкурсы, посвящённые творчеству Пушкина, как по русскому языку и литературе (Эссе " МОЙ ПУШКИН, конкурс чтецов), так и по изобразительному искусству (РИСУЕМ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ПУШКИНА), литературно- музыкальные гостиные (ПУШКИНСКИЙ БАЛ), театральные постановки и создание мультфильмов по произведениям Пушкина.

Ранее мы посещали музей- квартиру Пушкина на Арбате, храм Большого Вознесения, где венчался поэт с Натальей Гончаровой.
И вот сейчас мы посетили еще один дом-музей близкого человека и родственника поэта, оказавшего на него большое влияние и ставшего для него едва ли не первым сотоварищем по поэтической музе – городскую усадьбу дяди поэта Василия Львовича Пушкина.
Усадебный дом располагается в одной из самых древних частей Москвы – в районе Басманных улиц. При старинной площади Разгуляй и Покровском тракте. Одно из названий этих околиц – Немецкая слобода.
В XV веке во времена царя Ивана III в Москву впервые стали приглашать квалифицированных немецких специалистов: оружейников, медиков, ювелиров, «рудознатцев». Немецкие наемники состояли на военной службе, служили переводчиками Посольского приказа, выполняли дипломатические поручения.
Во второй половине XVI века в результате насильственного переселения из захваченных Иваном Грозным в ходе Ливонской войны Нарвы и Дерпта в Москве появилось значительное число немецких переселенцев, занимавшихся торговлей, ремеслами и мукомольным делом. Иноземцы селились обособленно на правом берегу реки Яузы.

Так, в 1570-е гг. возникла Немецкая слобода. Уже тогда жители Немецкой слободы имели особые привилегии, так, царь Иван Грозный разрешил им заниматься производством и продажей вина, что являлось монополией казны.
В начале XVII века Немецкая слобода была разорена войсками Лжедмитрия, сгорела, и иностранцы стали селиться среди русских горожан. Тогда царским указом от 4 октября 1652 года все выходцы из зарубежных стран, не принявшие православие, были вновь выселены на место прежней Немецкой слободы и новое поселение стало называться Новонемецкая слобода. Границами поселения служили река Яуза с востока, ручьи Ольховец и Чечера с запада, на север земли шли до Покровской дороги и граничили с землями сел Елохова и Покровского. Население слободы было многонациональным, его основу составляли уроженцы из княжеств Германии, Австрийской империи и Прибалтики, а также голландцы и гамбургцы. К тому времени в Москве образовалась значительная немецкая колония. Немецкие купцы стали создавать здесь свои торговые фирмы и продвигать русские товары в страны Западной Европы.
1630-х гг. голландцы и немцы получают разрешение на строительство первых мануфактур для производства оружия, поскольку оружие и военное снаряжение в то время закупалось за границей. Значительную роль играли немецкие предприниматели с сфере поиска руд, добычи и обработки металлов. Они наладили производство стекла на государственной стекольном заводе в селе Измайлово, основали в 1683-1684 гг. суконную мануфактуру.
Купцы торговали винами, сахаром, сукном, оружием и предметами роскоши, а вывозили из России меха, мачтовый лес, икру, смолу. В петровское время иноземные купцы начинают приобретать российское подданство и получать те же права, что у местных купцов. Принятие Православия позволяло немцам, находящимся на государственной службе получить дворянство и право владения землей и крестьянами.
В 1701-1702 гг. в Немецкой слободе насчитывалось около 340 дворов немцев и голландцев.
Во времена Петра I здесь также селились иностранцы из Западной Европы – торговцы, ремесленники, лекари и аптекари, поступившие на царскую службу военные и инженеры, а также приглашённые в дворянские дома учителя-гувернёры. Здесь Петр I нашел своих первых учителей в военном и морском деле, в числе которых были П. Гордон и Ф. Я. Лефорт. При нем здесь в 1697-1698 гг. был выстроен Лефортовский дворец.
Старая Басманная улица, куда пролегал наш маршрут, берет свое начало и проходит от площади Земляной Вал и заканчивается на площади Разгуляй. Название улицы произошло от исторически селившихся здесь пекарей-басманников, выпекавших хлеба-басманы, которые поставлялись во дворец и раздавались государственным служащим как хлебное довольствие. Эти хлеба отличали строго установленный вес и нанесенные на них рельефные клейма, похожие на теснённые изображения на пряниках. Так здесь возникла Басманная слобода (от татарского слова «басма», что означает рельефный оттиск на металле или на коже).

С XVII века - это дорога, ведущая из Кремля в село Рубцово (переименованное в 1627 году в Покровское), и через него – в село Преображенское, которое часто посещал царь Алексей Михайлович. Поэтому, другое название улицы - Царская дорога. Именно здесь строились дворцы московской знати: сподвижников Петра I: А. А. Матвеева, П. И. Ягужинского, генерал-майора Н. И. Салтыкова, А. И. Румянцева, Н. А. Головина, А. И. Шувалова, князей Долгоруковых, И. А. Вяземского, и других. Во второй половине XVIII-XIX веков на улице появились прекрасные усадьбы русских вельмож: А. Б. и С. Б. Куракиных, М. П. Голицына, Н. Н. Демидова, А. И. Мусина-Пушкина, И. А. Чернышева, Н. П. Высоцкого, С. И. Плещеева. Кроме того, со второй половины XIX века на улице стали строиться казенные учреждения: во владениях Куракина (Старая Басманная ул., д. 21) разместился Константиновский межевой институт, в доме № 23 — Детский приют ведомства учреждений императрицы Марии, за ним — больница для чернорабочих, во владениях Голицына (по Новой Басманной ул.) — Сиротский дом. В доме № 13 по Старой Басманной находилась первая гимназия для девочек-сирот «Варенек», открытая известной меценаткой Верой Павловной Фон Дервиз (позже гимназия переехала в Гороховский переулок, 10). На Старой Басманной проживали одни из богатейших людей своего времени – купцы Бабушкины. Андрей Иванович Бабушкин (1696-1774 гг.), разместил в своем доме на Старой Басманной шёлковую фабрику, а на Новой Басманной — полотняную.

Пушкины – москвичи!
История рода Пушкиных уходит в глубокую древность — не во времена Александра Невского даже, как считал великий поэт, а в XII век: именно тогда на Русь "из немцев" приехал легендарный Ратша. "Водились Пушкины с царями", служили при дворе, выполняли дипломатические поручения и храбро воевали. На свадьбе сержанта Преображенского полка Александра Петровича Пушкина присутствовал Петр I, вероятно, потому, что женился тот на дочери царского судостроителя, юной красавице Евдокии Головиной.
Вопрос о месте рождения поэта неизменно связан именно с этой частью Москвы, хотя конкретный адрес доподлинно неизвестен. Исследователи спорят о нём до сих пор, ссылаясь на многочисленные документы эпохи, противоречащие друг другу. Сам Александр Сергеевич указывал на Молчановку - дом на Большой Молчановке был тем московским домом молодого Пушкина, который запомнился ему больше, чем какие-либо другие в Москве, где он жил с родителями. Ведь именно в доме на Молчановке он, уже не малыш, прощался со своим детством, с родными, с Москвой, и именно отсюда он уехал в Петербург для поступления в Лицей. В этом доме произошли печальные события, надо думать, оставившие память о себе: тут скончалась его первая няня, умерли его брат и сестра. Неудивительно, что из всех многочисленных домов своего детства в Москве он запомнил именно небольшой домик у Молчановки около церкви святого Николая чудотворца, что на Курьих ножках, который снимал в 1810-1811 годах Сергей Львович.
Но на статус места рождения поэта могут претендовать и Госпитальный переулок на углу Малой Почтовой, и Немецкая улица, ныне Бауманская. Родители поэта сменили несколько квартир в период с 1798 по 1812 год, Пушкины переезжали 12 раз, причем бывало так, что за один год они меняли три (!) квартиры. Доподлинное место, где родился А.С.Пушкин остаётся неизвестным и сам дом не сохранился.

Тем более важно для нас, что сегодня мы можем посетить дом, в котором поэт бывал часто – один из реальных пушкинских московских адресов наряду с домами на Арбате и Пречистенке, в котором поэт был счастлив и с которым так много его связывало. А сам район древних московских поселений Елохово, Покровское, Немецкая Слобода – это тот городской ландшафт, который был фоном детства поэта.

И не только фоном – это место его духовного рождения – в Богоявленском соборе в Елохове маленький Саша был крещён в 1799. Сельцо Елох известно с XIV века, со времен Дмитрия Донского. «Елох», «елоха», по словарю Даля — это ольха. Вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще ольхой в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец. В пользу толкования названия села говорит и то, что одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской.
Елохово во второй половине XV века было подмосковным селом с деревянной церковью Владимирской Богоматери, в приходе которой в 1468 году родился знаменитый юродивый Василий Блаженный. Позднее храм был заменён каменным. В 1835-1845 гг. храм был заново отстроен по проекту известного московского архитектора Евграфа Тюрина (1792-1870 гг.), видного поборника классицизма. Купол и аттик над трапезной сооружены в 1889 году архитектором П. П. Зыковым.
Храм благополучно дожил до наших дней, не будучи закрытым в годы советской власти, несмотря на то, что в 1935 году Бауманский райсовет постановил открыть здесь кинотеатр, а в 1936 г. здание предполагалось снести «в связи с реконструкцией Елоховской площади».
В середине 30-х годов прошлого века сюда была перенесена кафедра патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), ставшего впоследствии патриархом. Здесь же, в 1944 году он был погребён в Никольском приделе.

В Немецкой слободе, на Старой Басманной улице (ныне дом 36), лишившийся своего жилища в пожаре 1812 года, Василий Львович Пушкин, купил дом у титулярной советницы Пелагеи Васильевны Кетчер, жены владельца завода хирургических инструментов Христофора Кетчера. В Центральном историческом архиве Москвы хранится неопубликованный документ о найме дома Кетчер Василием Львовичем Пушкиным от 28 августа 1824 года, в котором указано: «…я, нижеподписавшийся коллежский асессор — Василий Львов Пушкин, дал сие условие госпоже титулярной советнице Пелагее Васильевне Кетчеровой в том, что нанял я у нея … для жительства деревянный на каменном фундаменте дом со всеми принадлежностями, как-то: большой с антресолями корпус, Людской флигель с конюшнею, каретным сараем и погребом». В этом районе жили друзья и знакомые Василия Львовича, в частности, семьи Мусиных-Пушкиных и Бутурлиных. Рядом имелись торговые лавки, аптеки, бани и прочие необходимые заведения. Неподалеку отсюда разместилась и церковь Великомученика Никиты, прихожанином которой являлся Василий Львович.

Рассказывает доктор филологических наук Наталья Ивановна Михайлова, инициатор создания музея и автор научной концепции его постоянной экспозиции: «Александр Сергеевич Пушкин бывал здесь неоднократно, первый раз он посетил дядю 8 сентября 1826 года, после аудиенции в Кремле у императора Николая I, вернувшего его в Москву из ссылки. Этот дом хранила судьба, несмотря на войны, революции, другие пожары, не только 1812-го. В 1998 году было принято решение, что он станет филиалом Государственного музея А. С. Пушкина. При самой деятельной поддержке Правительства Москвы и Управы Басманного района начались реставрационные работы, и 6 июня 2013 года, в день рождения поэта, музей открылся для посетителей. Когда здесь проводили архитектурное обследование, результаты ошеломили: сохранились старые филенчатые двери, одна из угловых печей в большой гостиной (вторую реконструировали по образцу), остатки паркета… Если применить терминологию архитекторов, у данного помещения «очень большая степень мемориальности». Правомерно утверждать, что многие предметы «помнят» Василия Львовича: люстра и светильники из Архангельского — подмосковного имения князя Николая Борисовича Юсупова, мебель и столовое серебро, принадлежавшие сестрице Елизавете Львовне, в замужестве Сонцовой (Солнцевой). Нам, музейным работникам, хотелось не только наполнить это пространство вещами, старинной мебелью, золоченой бронзой, скульптурой, но и воссоздать саму атмосферу литературного дома, где действительно всё дышало поэзией. Василий Львович остался в памяти современников даровитым литератором, подлинным эрудитом и полиглотом, страстным библиофилом, театралом, путешественником. А главное — очень добрым человеком, который, как никто другой, умел объединять, сближать людей. Доброта — это тоже талант, дар, которым родственник гения был наделен в избытке».
Василий Львович Пушкин (1766-1830), дядя А.С. Пушкина, поэт, переводчик, член литературного общества «Арзамас». Летом 1811 года он привез Пушкина в Лицей. Впоследствии восторженно относился к нему, восхищался его стихами, гордился им. Пушкин назвал дядю-поэта писателем «нежным, тонким, острым».

Экспозиция музея передаёт нам тёплый характер их отношений. В кабинете Василия Львовича в книжных шкафах разместились тома в кожаных переплетах, труды Общества любителей российской словесности, одним из учредителей которого он являлся, многочисленные издания дяди и племянника. Особую ценность представляет книга, привезенная Василием Львовичем из Парижа — «Театр господина де Лану», единственный прижизненный сборник стихотворений поэта-дяди 1822 года с дарственной надписью. Здесь, окруженные книгами и портретами, дядя и племянник беседовали о литературе.
В кабинете Василий Львович сочинял стихи, читал творения А. С. Пушкина, поэтической славой которого всегда гордился:
«Руслан», «Кавказский пленник» твой,
«Фонтан», «Цыганы» и «Евгений»
Прекрасных полны вдохновений!

Лестница в антресоли ведет в комнату, где Александр Сергеевич останавливался у дяди. Он приехал в Москву во время коронационных торжеств, запечатленных на гравюре и литографии. Но, как заметил современник, Москва короновала не только Николая I, но и Пушкина, поэтическая слава которого была в зените. Чтения привезенной из Михайловского трагедии «Борис Годунов» стали его литературным триумфом. В Москве Александр Сергеевич встретил Наталью Николаевну Гончарову, свою будущую жену. Предстоящая свадьба племянника радовала дядю, в стихах он желал ему счастья.
Одна из комнат позволяет погрузиться в мир московского детства А.С.Пушкина. С Василием Львовичем связаны самые ранние годы Александра, поездка в Петербург, в Царскосельский Лицей, первые шаги на поэтическом поприще. Александр Сергеевич был сердечно привязан к своему дядюшке и благодарен за их творческий диалог.
Дядя, рано рассмотревший в племяннике литературные способности, поощрял их развитие и, несомненно, повлиял как на вкус, так и на мотивацию юного поэта к стихосложению. Это и не удивительно – атмосфера творчества, блестящей игры ума в переписке и диалогах, в поэтических соревнованиях за обедом – буриме - наполняла собой этот дом.
Дом Василия Львовича был гостеприимен и открыт для друзей. В его гостиной собирался цвет московской литературы: бывший министр юстиции, поэт И. И. Дмитриев; издатель «Московских ведомостей», поэт, князь П. И. Шаликов; ближайший друг Василия Львовича, поэт, князь П. А. Вяземский. Дом посещали классик польской литературы А. Мицкевич, поэт А. А. Дельвиг, автор остроумных эпиграмм, библиофил С. А. Соболевский. Александр Сергеевич читал в гостиной у дяди свое прозаическое сочинение, которое впоследствии было напечатано под названием «Путешествие в Арзрум». А хозяин, приверженец моды, поклонник прекрасных дам, остроумный собеседник, развлекал гостей рассказами о своих странствиях (в 1803–1804 годах он посетил Германию, Францию, Англию; в Париже был представлен Наполеону Бонапарту, тогда первому консулу, читал ему свои стихотворения). Но позже, как настоящий русский патриот, радостно приветствовал победу русского оружия:
Цвети, Москва! Средь стен твоих,
Коварством, злобой сокрушенных,
России славу видим в них
И дней начало вожделенных!

Мы тоже погрузились в атмосферу домашнего уюта и творческого духа, прикоснулись к грозным и победным страницам славной истории Отечества – война 1812 года и изгнание войск Наполеона из Москвы и России. Этому способствовала блестяще продуманная и организованная экспозиция музея и проникновенный, высокопрофессиональный и компетентный рассказ нашего экскурсовода Елены Николаевны Серёгиной, сотрудника Дома-музея В.Л.Пушкина.
Проходя по анфиладе комнат, созерцая старинные семейные портреты, картины и гравюры, наслаждаясь изысканным вкусом интерьеров, восхищаясь красотой старинных книжных переплётов в кабинете и библиотеке, с восторгом разглядывая предметы прикладного искусства и мебель, украшающие гостиную, столовую, спальные покои и даже комнату камердинера, с любовью и знанием размещённые в экспозиции, наши ученики и педагоги перенеслись в другую эпоху и ощутили её вкус и настроение.

По дороге в музей педагоги Наталья Всеволодовна Филипович и Иван Ильич Гусельников познакомили ребят со знаковыми историческими объектами – храмами, улицами, историческими названиями и событиями, связанными с тематикой нашего пушкинского путешествия.
В музее ученики школы «МОРОЗКО» приняли участие в соревновательной интерактивной викторине и унесли с собой на память мини-альбомы с интересными шарадами и квестом.
Наше путешествие в прошлое, в историю Московской дворянской усадьбы и в мир Пушкина, русского национального гения – это ещё один полёт в КОСМОС РУССКОГО МИРА. Он огромен и вместе с тем, невероятно близок каждому, кто искренне, с любовью и благодарностью прикасается к его наследию и дарам.

Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось…
Александр Пушкин

Проект реализуется при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодёжной политики города Москвы.

Ролик об экскурсии можно посмотреть здесь.